Увольнять нельзя оставить.
Больше всего к пандемии оказались не готовы компании, которым срочно пришлось ужимать расходы и прибегать к сокращению персонала.
Мы уже дано привыкли, что все проблемы и неприятности наступают неожиданно. Неожиданно начинается гололедица, а никто не успел поменять резину на зимнюю. Неожиданно выпадает снег, а снегоуборочных машин, как всегда, не хватает. Каждый год неожиданно начинается сезонный вирус гриппа, а вакцина еще не завезена. Само собой, на этом фоне пандемия точно стала откровенным шоком. Но больше всего были не готовы компании, которым срочно пришлось ужимать свои расходы и прибегать к сокращению персонала.
История № 1
Вот уже второй год, как Мария начала свой бизнес и сейчас владеет небольшим рестораном посреди жилого массива. Начинать свое дело было тяжело. И проблема заключалась не столько в поиске клиентов, сколько — персонала. Кто-то воровал, кто-то грубил, кто-то был просто некомпетентным. Ежедневно она возвращалась к мысли о том, что ее совсем не ценят работники за то, что именно благодаря ее бизнесу они могут кормить свои семьи. Казалось бы, только-только все относительно наладилось, как вдруг светлое небо было закрыто грозной тучей карантина.
Стало очевидно, что выплачивать коллективу заработную плату не из чего. Ну не одна же она такая, в конце концов. На каждом углу кричат о том, что рестораторы вынуждены увольнять сотрудников. «Вот теперь им, наконец, будет с чем сравнить», — говорила себе Мария, хотя и сочувствовала своим сотрудникам. Однако недолго думая, через несколько дней объявила всем сотрудникам, что они уволены. О нормах трудового права и трудового кодекса не задумывалась особо ни одна, ни другая сторона. Всех захлестнула жгучая горячая обида. Конечно, уже потом, обсуждая эту ситуацию с друзьями и родственниками, официанты не раз слышали о том, что нужно нанять адвоката и отстаивать свои права в суде.
С юридической точки зрения это, безусловно, правильно. Нельзя вот так запросто взять и уволить человека, даже в связи с пандемией. Трудовой кодекс точно не предусматривает такого основания для срочного увольнения. Но в этом случае в суд никто не пошел. Кто-то из-за лени, кто-то — из-за отсутствия денег на адвоката, кто-то — из-за того, что был оформлен как ФОП, что не предполагает заключения трудового договора и возникновения трудовых отношений. В этом смысле Марии повезло. Хотя так бывает далеко не всегда, достаточно одного принципиального сотрудника. Закончилась история все равно печально. Обозленные сотрудники так сильно старались поделиться информацией и мнением о Марии и ее ресторане, что даже после первого снятия ограничений Мария так и не смогла открыть ресторан и возобновить свой бизнес, т. к. не собрала минимальное количество персонала.
Вывод из этой истории. При возможности нужно всегда соблюдать юридические процедуры, предусмотренные Трудовым кодексом. В ситуации Марии этого тоже можно было достигнуть, собрав людей, разъяснив им текущую ситуацию и перспективы, описав объективное финансовое состояние компании и, в конце концов, уговорив их просто написать заявление на отпуск за свой счет. Обращаю внимание, что принудительно «отправить» в такой отпуск трудовое законодательство не разрешает. А вот достигнуть в этом вопросе взаимопонимания с сотрудником — это пожалуйста. И примеров таких практика знает очень много.
История № 2.
А это уже история о бизнесе большой корпорации. Многие корпорации тоже сегодня в незавидном положении, и, конечно, первое, о чем они думают, это сокращение расходов. По сложившейся в Украине тенденции одним из модных трендов в определенных секторах бизнеса стало развитие корпоративного управления компанией.
Почти все активно бросились нанимать именитых членов наблюдательных советов, членов правления, иностранный топ-менеджмент и дорогих консультантов. При этом расходы на оплату их труда занимают довольно весомую часть бюджета компаний. Многие собственники компаний остались довольны, многие так до сих пор и не могут оценить их эффективность влияния на бизнес-процессы, а многие испытали искреннее разочарование. И вот он, повод расстаться! Ведь все умные интеллигентные люди с иностранным образованием. Понятно же всем, что компании больше не по карману такой дорогой менеджер.
Но, как известно, психология продавца и покупателя, заказчика и подрядчика, работодателя и работника всегда разная. Сейчас как никогда раньше работодатель должен обеспечить социальную защиту сотрудника. Ведь это же тоже глобальный тренд — социальная ответственность, благотворительность, pro bono и т. д. Вообще конфликт налицо.
Юридически правильно оформить увольнение по статье в Украине очень сложно. Все трудовые процессы в подавляющем большинстве подтверждают, что при любом неоднозначном толковании Трудового кодекса или нарушении процедуры увольнения суд склоняется на сторону сотрудника. И вот тут очень важен тонко выверенный путь увольнения и составления процессуальных документов, включая заполнение трудовой книжки. Именно они могут стать единственной соломинкой, способной спасти работодателя в суде. А то, что эта категория сотрудников пойдет в суд, можете даже не сомневаться. Более того, уровень адвокатов будет соответствующий их высокому статусу в компании.
Наиболее распространенным основанием для увольнения в таких случаях становится реорганизация компании. Однако не все помнят, что реорганизация тоже имеет свои правила, одно из которых — предоставить на выбор предполагаемому к сокращению сотруднику абсолютно все должности, которые он способен занимать. И здесь ударение стоит поставить именно на слово «все». Так вот в данной истории работодателю даже в голову не могло прийти, что согласно Трудовому кодексу, члену правления следовало бы предложить должность водителя, которая была вакантной в компании на момент реорганизации. И что вы думаете? Именно она стала камнем преткновения в суде. Это была борьба процессуалистов — адвокатов, логики, здравого смысла и эмоций, которая продолжалась почти два года. В результате члена правления не только восстановили на работе, но и присудили выплату вынужденного прогула за весь этот период, исходя из его красивой и высокой официальной зарплаты в трудовом контракте, установленной в свете последних модных трендов.
Наверное, из этой истории тоже простой вывод.
Экономия на юридической процедуре и консультациях юриста, а, возможно, просто фактор человеческой ошибки привел к финансовым и репутационным потерям большой компании и создал внутри нее достаточно опасный прецедент.
Увольняйте разумно. Выигрывает тот, кто не судится!
Елена Сукманова, партнер Sayenko Kharenko
Джерело: www.nv.ua
|
|
Юридичні компанії України ______________________________
______________________________
|