Всі рубрики

Возможность обращаться в Экономический суд СНГ имеют все государства Содружества.

С момента создания СНГ активно формировалась правовая основа межгосударственного сотрудничества. Возникла потребность в эффективном международном институте разрешения споров между суверенными субъектами международного права. Актуальность проблемы обусловливало и то, что в Содружестве не было независимой структуры, наделенной полномочиями толковать положения заключаемых в СНГ международных соглашений, актов органов СНГ, количество которых неуклонно увеличивалось. О 20-летней практике рассмотрения споров Экономическим судом СНГ и специфике его решений в эксклюзивном интервью «Правовому тижню» рассказала председатель Экономического суда СНГ Людмила КАМЕНКОВА.

 

− Людмила Эдуардовна, какие причины обусловили создание 20 лет назад Экономического суда СНГ? 

– Решение о создании Хозяйственного суда Содружества − так первоначально назывался Экономический суд СНГ – было принято при заключении Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран – участниц СНГ от 15.05.1992 г. В ходе согласования проектов документов остановились на названии Экономический суд СНГ, которое наиболее полно отражало цели и задачи этого органа.

6 июля 1992 г. на заседании Совета глав государств СНГ руководители восьми стран (Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан) подписали Соглашение о статусе Экономического суда СНГ, которым одновременно утверждено Положение об Экономическом суде СНГ.

 

− Дела каких категорий рассматривает Экономический суд?

– Экономический суд рассматривает межгосударственные экономические споры, возникающие при выполнении экономических обязательств, предусмотренных международными соглашениями, заключенными в рамках Содружества, актами органов Содружества, дела о соответствии нормативных и других актов государств – участников СНГ, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества, а также о толковании применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов.

Соглашениями государств-участников СНГ к ведению Экономического суда могут быть отнесены другие споры, связанные с выполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества. Основное количество дел, рассмотренных Экономическим судом за весь период его деятельности, составляют дела о толковании.

 

− Какова специфика решений Экономического суда СНГ по делам о толковании?

– Решения Экономического суда по делам о толковании отличаются от решений другого характера. Они принимаются в отношении положений международных соглашений и других актов органов СНГ, предметом которых могут быть вопросы международного сотрудничества государств-участников как в экономической, так и в других сферах. Они могут применяться органами власти государств – участников Содружества, в том числе не участвующих в деятельности Экономического суда, а также органами и институтами СНГ в самых разных сферах правоприменительной практики, причем в отношении как конкретного лица, так и широкого круга лиц. Решения о толковании не предполагают ограничений в их применении национальными органами власти − одно решение о толковании может применяться неоднократно. Они актуальны до тех пор, пока действуют международные соглашения, акты органов СНГ, положения которых были предметом толкования.

 

− Есть ли в практике Экономического суда примеры толкования положений международных соглашений и актов органов Содружества, в которых участвует Украина? 

– Экономический суд рассмотрел дела по запросам о толковании положений 32 международно-правовых актов Содружества, в которых участвует Украина. В их числе 19 международных соглашений и 13 актов органов СНГ.

Предметом этих международно-правовых актов являются различные сферы межгосударственного сотрудничества: установление социально-экономических прав для граждан, проживающих на территории стран Содружества; вопросы международных экономических правоотношений, в том числе в рамках зоны свободной торговли, и др.

В их числе такие международно-правовые акты, как: Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников СНГ от 15.05.1992 г., Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г., Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20.03.1992 г., Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 г., Решение Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 24.09.1993 г. и др.

 

− Кто был субъектом обращений по данным делам?

– Большинство запросов направлены органами Содружества: Исполкомом СНГ, Всеобщей конфедерацией профсоюзов, Советом министров обороны государств – участников СНГ и т.д. Ряд запросов направлен государствами в лице уполномоченных органов: Советом министров Республики Беларусь, Высшим хозяйственным судом Республики Беларусь, Конституционным советом Республики Казахстан, Верховным судом Кыргызской Республики и др.

 

− Насколько актуальны эти решения в Украине?

– Экономический суд проводит мониторинг применения решений о толковании в государствах Содружества, направляя соответствующие обращения в профильные министерства и ведомства. Ответы из государственных органов Украины позволяют сделать вывод о востребованности данных решений.
Например, Государственная таможенная служба Украины сообщила о принятии к сведению решения Экономического суда СНГ от 10.04.2008 г. № 01−1/5−07 по запросу Исполнительного комитета СНГ о толковании применения ч. 2 п. 9 Правил определения страны происхождения товаров от 30.11.2000 г. О данном решении ГТСУ проинформировала таможенные органы Украины.

Министерство обороны Украины сообщило о применении на практике решений Экономического суда СНГ. В частности, выслуга лет, исчисленная военнослужащим при назначении пенсии, в том числе на льготных условиях, по месту прохождения службы в государстве – участнике Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников СНГ от 15.04.992 г., в случае их переезда на постоянное место жительства в Украину перерасчету не подлежит.

Министерство внутренних дел Украины проинформировало, что применяет в своей работе решение Экономического суда СНГ от 20.09.2007 г. № 01−1/1−07 по запросу Исполкома СНГ о толковании ч. 1 ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников СНГ от 24.12.1993 г. Готовя документы для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел, прибывшим на постоянное место жительства в Украину, МВДУ руководствуется консультативным заключением Экономического суда СНГ от 15.11.2011 г.

 

− Может ли Украина обратиться в Экономический суд СНГ?

– В настоящее время в СНГ принято 36 международных правовых актов, содержащих договоренности государств об обращении в Экономический суд СНГ в случае возникновения споров, что привело к расширению компетенции Экономического суда и увеличению количества государств, правомочных в него обращаться.
Если Украина участвует в международном правовом акте Содружества, содержащем такую договоренность, она вправе обратиться в Экономический суд СНГ. В качестве примера можно привести Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в создании, использовании и развитии межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки от 21.05.2010 г. (для Украины вступило в силу 27 августа 2011 г.). Статья 9 Соглашения содержит положение о том, что «в случае невозможности урегулировать спорные вопросы путем консультаций и переговоров стороны обращаются в Экономический суд СНГ или к другой согласованной процедуре».

Кроме того, в соответствии со ст. 116 Регламента Экономического суда с запросами о толковании в Экономический суд вправе обращаться государства – участники СНГ в лице полномочных органов, а также высших хозяйственных (арбитражных) судов или иных высших органов, разрешающих в данных государствах экономические споры, либо органы и институты Содружества.

Соответственно, данное положение не препятствует обращению Украины в Экономический суд СНГ с запросами о толковании. При этом одним из уполномоченных субъектов обращения является Высший хозяйственный суд Украины.

Следует отметить еще одну опосредованную возможность обращения в Экономический суд, которую широко используют органы власти государств – участников СНГ, хозяйствующие субъекты и граждане: направление в органы Содружества заявления о последующем направлении в Экономический суд запроса о толковании от имени органа СНГ.

Опосредованное обращение в Экономический суд через органы Содружества, несмотря на инстанционный характер, имеет и положительные стороны. Решения Экономического суда о толковании впоследствии находят применение в национальной практике судебных органов и органов исполнительной власти. Рассмотрение Экономическим судом дел по запросам о толковании, направленным органами Содружества, не облагается судебной пошлиной, а для инициатора обращения в лице гражданина, организации, государственного ведомства не влечет последующей оплаты судебных расходов. В качестве примера приведу консультативное заключение Экономического суда от 28.04.2010 г. по запросу Исполкома СНГ, в который предварительно обратилось государственное предприятие «Железная дорога Молдовы», попросившее направить в Экономический суд запрос о разъяснении ряда правовых вопросов, связанных с использованием железнодорожного подвижного состава при международных перевозках в пространстве СНГ.

Возможность обращения в Экономический суд через органы Содружества актуально в первую очередь для субъектов хозяйствования, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в государствах – участниках СНГ, и граждан.

 

− Какие органы СНГ вправе обращаться в Экономический суд?

– Органы и институты Содружества, правомочные обращаться в Экономический суд с запросами о толковании, − это организационные структуры СНГ, созданные в соответствии с его Уставом, а также договорами (решениями) государств – участников Содружества. К их числу, например, относится Совет председателей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, рассматривающих споры в сфере экономики. К слову, 27 сентября 2012 г. на девятом заседании Совета его председателем на очередной период избран председатель Высшего хозяйственного суда Украины Виктор Татьков.

 

− При Экономическом суде СНГ создан Международный центр по урегулированию споров. Какие функции он выполняет?

– Учредители Международного центра – Экономический суд СНГ, Международный союз юристов, секретариат Совета Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ.

К его компетенции отнесено разрешение споров частноправового характера посредством третейского разбирательства и примирительных процедур. Это споры между субъектами хозяйствования государств – участников Содружества, а также споры между субъектами хозяйствования государств – участников Содружества и государствами – участниками СНГ. Центр обладает интеллектуальным потенциалом, достаточным уровнем материально-технического обеспечения и является достойной альтернативой международным арбитражам. Он состоит из постоянно действующих Третейского суда и Палаты посредников. В рекомендательные списки арбитров и посредников включены видные юристы из государств Содружества, в том числе из Украины. Хозяйствующие субъекты Украины сегодня имеют все возможности для обращения в Международный центр.

 

− Украина ратифицировала Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 г., который предусматривает полномочия Экономического суда по разрешению споров. Какие возможности обращения в Экономический суд дает Украине этот Договор?

– Для Украины Договор вступил в силу 20 сентября текущего года. Недавно документ ратифицировали также Армения и Молдова, ожидается ратификация Казахстаном и Узбекистаном. Договор использует всемирно признанные подходы к обеспечению свободной межгосударственной торговли, выработанные в рамках Всемирной торговой организации, и напрямую ссылается на ряд положений и соглашений ВТО, которые будут применяться даже в отношениях между государствами, пока не являющимися членами ВТО.

В связи с этим Договор предусматривает несколько механизмов разрешения споров. Так, государства – участники Договора, являющиеся одновременно членами ВТО (в настоящий момент это Армения, Молдова, Россия и Украина), в тех случаях, когда спор возникает только по положениям соглашений ВТО, могут обращаться непосредственно в Орган по разрешению споров ВТО.

В Экономический суд СНГ согласно ст. 19 Договора спор может направляться в тех случаях, когда обе стороны – участники Соглашения о статусе Экономического суда СНГ от 06.07.1992 г (из упомянутых государств это Беларусь, Казахстан, Россия и Узбекистан).

Для всех остальных случаев Договором предусмотрен общий механизм разрешения споров специальной комиссией экспертов и затем арбитражной комиссией. Кстати, председатель Экономического суда СНГ уполномочен определять членов таких комиссий и их председателей, если стороны спора по какой-либо причине не могут выбрать кандидатуры.

В настоящее время Украина не может обращаться в Экономический суд для разрешения споров, возникающих в связи с Договором, − если, конечно, не решит присоединиться к Соглашению о статусе Экономического суда. Однако, как было отмечено, нормы учредительных документов Суда позволяют ему принять к рассмотрению, например, запрос Украины о толковании тех или иных положений Договора. Своевременное толкование потенциально проблемных положений позволяет избежать обращения к процедурам разрешения споров.

 

Беседовала Ксения ДАЦЕНКО
«Правовий тиждень»
 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Анонс номера
№15-20 | 03 грудня
Тема тижня:
Юридичний форум
Тема тижня
  • 60-річна історія успіху Нью-Йоркської конвенції про визнання та виконання іноземних арбітражних рішень.
  • Про проблемні питання виведення банків з ринку.
  • Права дітей на належне утримання: новації законодавства та судової практики.
Придбати PDF-версію
 

  

Юридичні компанії України

______________________________

   

  

 

 

______________________________