Всі рубрики


Нормативно-правовое регулирование нотариальной деятельности в Украине.

Проанализируем современное состояние нормативно-правовой базы, которая регулирует отдельные вопросы нотариальной деятельности, и обозначим практические аспекты реформирования этого института в ближайшей перспективе.

В течение трех последних лет одним из приоритетных направлений работы Министерства юстиции Украины является нотариат. В целях формирования целостного подхода к определению функций нотариата и создания четкой структуры нотариальных органов для предоставления населению услуг правового и нотариального характера в соответствии с международными стандартами, а также постепенного и системного реформирования украинского нотариата как института внесудебной защиты гражданских прав физических и юридических лиц Департамент нотариата, банкротства и функционирования центрального удостоверительного органа разработал Концепцию реформирования органов нотариата в Украине, утвержденную приказом Министерства юстиции №3290/5. Концепция определила современное состояние института нотариата, цели, приоритетные задачи и стратегические направления, очертила механизмы реализации и ожидаемые результаты.
Следует отметить, что реформирование украинского нотариата началось еще в 1994 г. с вступлением в силу Закона «О нотариате», который определил статус и порядок регистрации частного нотариуса. В 2008 г. законодательство о нотариате претерпело ощутимые изменения. Во-первых, частных и государственных нотариусов уравняли в правах. Например, частным нотариусам законодательно предоставлена возможность оформлять наследственные дела и принимать меры для охраны наследственного имущества. Кроме того, частные нотариусы получили право накладывать и снимать запреты на отчуждение недвижимого имущества. Во-вторых, были усилены гарантии соблюдения нотариальной тайны, повышены квалификационные требования к лицам, желающим стать нотариусами, прописано обязательство нотариуса о постоянном повышении квалификационного уровня и т.д.

Безусловно, важнейшим достижением первого этапа реализации Концепции 2010 г. стало утверждение в 2011 г. нового Порядка совершения нотариальных действий нотариусами Украины, созданного на базе Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, положения которой фактически не менялись на протяжении 15 лет. Главная идея новой редакции нормативного акта – подготовка на его основе, после апробации на практике, нотариального процессуального закона. Кроме того, Порядком предусмотрен четкий, последовательный алгоритм совершения нотариального действия, который, в свою очередь, должен быть положен в основу определения тарифов на совершение любых нотариальных действий.

В Украине уже разработан законопроект «О внесении изменений в Закон «О нотариате», которым будет установлена единая система тарификации (исчисленияразмера платы) на совершение нотариальных действий. Также указанный проект предусматривает размеры платы и перечень услуг, которые вправе предоставлять нотариусы, – как связанных с нотариальным действием, так и имеющих правовой или информационно-технический характер. Как показывает практика, отсутствие перечня нотариальных услуг, связанных с совершением нотариальных действий, и единой системы исчисления платы за такие услуги приводит к недоразумениям между нотариусами и потребителями.

Актуален также вопрос об увеличении квот на занятие частной нотариальной деятельностью в Украине. Следует отметить, что до увеличения квот в мае 2007 г. количество частных нотариусов составляло 3,5 тыс., сегодня оно достигло 5,5 тыс.

Закон «О нотариате» от 02.09.1993 г. не предусматривал соответствующих квот. Затем п. 5 Указа Президента Украины «Об урегулировании деятельности нотариата в Украине» от 23.08.1998 г. было установлено, что количество частных нотариусов в пределах нотариального округа определяется в зависимости от количества населения.

В 2007 г. Министерство юстиции увеличило предельное количество частных нотариусов. Целью ряда приказов Министерства юстиции было прежде всего обеспечение свободного доступа к нотариальной профессии, устранение злоупотреблений и коррупционных предпосылок при регистрации частной нотариальной деятельности и улучшение доступа граждан к услугам нотариуса. При этом Министерство, приняв ряд приказов в новой редакции, усовершенствовало процедуру допуска к стажировке, нотариальной деятельности и усилило требования к рабочему месту частного нотариуса. Именно эти три фактора должны были обеспечить высокий уровень профессионализма будущих нотариусов, качество обслуживания населения и минимизировать риски появления в нотариате некомпетентных и непрофессиональных лиц.

Но отсутствие законодательных норм, определяющих правила профессиональной этики, уравнивание в полномочиях по совершению нотариальных действий государственных и частных нотариусов и стремительный рост ипотечного кредитования, увеличение количества сделок по недвижимости имуществу вызвали значительный спрос на профессию нотариуса.

По нашему мнению, заимствованная модель квотирования нотариусов не лучшая для Украины. Проанализировав обобщение нотариальной практики, выводы и наработки ученых по данному вопросу, а также, осуществив системный анализ ситуации по увеличению предельного количества частных нотариусов, мы пришли к выводу, что установление квот частных нотариусов по количественному показателю населения в отдельно взятом округе не является тем критерием, с помощью которого можно точно определить оптимальное количество частных нотариусов, способных обеспечивать надлежащее правовое обслуживание населения.
В подтверждение сказанного заметим, что существуют регионы с низкой экономической активностью населения, где количество совершаемых нотариальных действий, то есть нагрузка на нотариуса, незначительно, а это обуславливает низкий уровень дохода частных нотариусов. Этот дисбаланс не оправдывает действия уполномоченного госоргана центральной исполнительной власти по установлению ограничений, или так называемых квот, в отношении частных нотариусов. Определяющей в этом случае должна быть не только экономическая или демографическая составляющая. Основа эффективной работы нотариуса – высокое профессиональное мастерство. Именно профессионализм должен вытеснить так называемую конкуренцию в нотариате. Иными словами, ничто не должно мешать лицу выбрать этот вид деятельности. Но такое лицо прежде всего должно соответствовать стандартам, установленным законодательством, а именно: быть гражданином Украины, иметь высшее юридическое образование, стаж работы в сфере права не менее трех лет, сдать квалификационный экзамен и получить свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью. А главное, оно должно осознавать ответственность за совершаемые им нотариальные действия, а не ориентироваться на высокий уровень дохода.

В такой ситуации Министерство юстиции Украины сделало смелый антикоррупционный шаг по урегулированию доступа к профессии нотариуса. В 2010 г. Министерство юстиции инициировало внесение изменений в Закон «О нотариате» в части расширения функций и полномочий Высшей квалификационной комиссии нотариата при Министерстве юстиции Украины. 21 апреля 2011 г. Верховная Рада приняла указанный Закон, который вступил в силу 1 января 2012 г. Этим документом функции квалификационных комиссий нотариата, созданных при главных управлениях юстиции, по допуску граждан к нотариальной деятельности передаются ВККН при Министерстве юстиции Украины. Целью Закона стало совершенствование механизма допуска граждан к нотариальной деятельности, в частности, путем четкого определения на законодательном уровне процедур, связанных с допуском, а также ужесточение требований к уровню квалификации лиц, намеренных заниматься нотариальной деятельностью. Постановлением Кабинета министров Украины утверждено Положение о Высшей квалификационной комиссии нотариата. В связи с принятием указанного Закона Министерство юстиции разработало ряд нормативных актов, регулирующих порядок прохождения стажировки лицами, которые планируют заниматься нотариальной деятельностью, процесс сдачи квалификационного экзамена, а также порядок решения вопроса об аннулировании свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью.

Считаем, что дальнейшая реализация положений Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О нотариате» от 21.04.2011 г., а также подзаконных нормативно-правовых актов, изданных Министерством юстиции в связи с его принятием, обеспечит допуск к нотариальной деятельности наиболее подготовленных лиц, что позволит повысить качество нотариальных услуг и сделает их более доступными для граждан.

Процесс реформирования по оптимистическим прогнозам должен завершиться к 2015 г., а пока украинский нотариат ожидает реализации положений Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О нотариате» относительно государственного регулирования нотариальной деятельности», который будет введен в действие с 1 января 2013 г. Цель предлагаемых изменений – эффективное внесудебное обеспечение охраны и защиты законных прав и интересов граждан, учреждений, предприятий, организаций, территориальных общин и государства, основанное на единых принципах, формах и методах организации и осуществления нотариальной деятельности.

Одна из важнейших задач этого Закона – предотвращение «монополизации» нотариальной деятельности, использования нотариата как вида бизнеса, а также развития других негативных тенденций, которые нарушают принципы независимости и беспристрастности нотариуса, его организационной и экономической самостоятельности, законности нотариальной деятельности.

По сравнению с системой нотариата, действующей в Украине и закрепленной в Законе «О нотариате», предложены следующие нововведения:

  1. Закреплены дополнительные основания для осуществления государственного контроля в сфере государственного регулирования нотариальной деятельности.
  2. Развитие и дополнение получили положения о:
  • статусе нотариуса и помощника нотариуса, допуске к профессии. Чтобы стать нотариусом, необходимо иметь шесть лет юридического стажа, из которых не менее трех лет необходимо проработать помощником нотариуса (по принципу «в профессию через профессию»);
  • государственном регулировании нотариальной деятельности по установлению порядка допуска граждан к осуществлению этой деятельности, в частности, об установлении и осуществлении контроля за порядком совершения нотариальных действий и введении специальных требований к поведению нотариусов.

Кроме того, чтобы стимулировать нотариусов к повышению уровня своей квалификации и предотвратить поступление в Министерство юстиции и его территориальные органы обоснованных жалоб на действия нотариусов, новый Закон предусматривает дополнительные основания для приостановления и прекращения частной нотариальной деятельности.

Ожидаемые результаты принятия указанного Закона таковы:

  • гарантия реализации права гражданина на занятие нотариальной деятельностью;
  • урегулирование на законодательном уровне правоотношений государства и нотариуса, физического или юридического лица и нотариуса, нотариуса и органов самоуправления нотариусов;
  • правовое обеспечение организационных условий для присоединения Украины к Международному союзу нотариата и развитие международного сотрудничества, конечной целью которого должно стать функционирование самоуправляемой, независимой Нотариальной палаты Украины, созданной в рамках реализации положений Закона и третьего этапа реформирования органов нотариата, предусмотренного Концепцией в 2013–2015 гг.

Положения Закона предполагают, что цель создания такой профессиональной организации – объединение усилий нотариусов для выполнения возложенных на них обязанностей и обеспечения их прав, представительство профессиональных интересов нотариусов в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, защита интересов нотариусов и т.д. На сегодняшний день Министерство юстиции готовит приказ, касающийся организационных вопросов создания этой организации.

Любое правовое государство с повышенным вниманием относится к сделкам с недвижимостью и пытается контролировать ее оборот, поскольку госрегистрация гарантирует право на недвижимое имущество. С 1 января 2013 г. законодатель наделил нотариусов отдельными полномочиями госрегистратора прав на недвижимое имущество, а именно: нотариус будет осуществлять госрегистрацию прав собственности, регистрация которых была проведена раньше, то есть до 1 января 2013 г., а также регистрацию прав на недвижимое имущество в результате нотариального действия с такими объектами. Кроме того, если сегодня, чтобы получить выписку о госрегистрации права собственности, нужно обращаться в соответствующее БТИ, то с нового года нотариус сможет получить выписку из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, который также будет содержать информацию о наличии или отсутствии соответствующих обременений прав на это имущество, налогового залога, а также о нахождении недвижимого имущества в ипотеке. К тому же нотариус сможет осуществить регистрацию права собственности в результате уже совершенного нотариального действия.

Передавая право такой регистрации по нотариально удостоверенным сделкам и выданным свидетельствам о праве на наследство, предметом которых является недвижимое имущество, в компетенцию нотариата, законодатель прежде всего позаботился о том, чтобы сама услуга, которой фактически является госрегистрация, была прозрачной, качественной и гарантированной с юридической точки зрения. Учитывая, что нотариус сможет не только проверить правильность оформления документов на стадии удостоверение сделки или выдачи свидетельства, но и предупредить нарушение прав и интересов физических и юридических лиц, вероятность внесения записей в указанный реестр с ошибками также сводится к минимуму, поскольку нотариус, удостоверяя сделку или выдавая свидетельство, очень тщательно проверяет все реквизиты документов и одновременно вносит соответствующие записи в реестр. Так что риск нарушения прав физических и юридических лиц на этой стадии минимизируется. Кроме того, указанная процедура будет намного сокращена во времени, потому что сведения в Государственный реестр вещных прав нотариус вносит практически день в день. Тем самым будет обеспечено функционирование этой процедуры по принципу «единого окна».

Сегодня нотариусы выполняют обязанности финансового мониторинга, предусмотренные Законом «О внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», по довольно широкому кругу сделок. Согласно ст. 5 этого документа нотариус отнесен к субъектам первичного финансового мониторинга, что возлагает на него ряд соответствующих обязанностей, в частности относительно регистрации финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу.


Екатерина ЧИЖМАРЬ
директор Департамента
нотариата, банкротства и
функционирования центрального
удостоверительного органа,
к.ю.н., доцент

 

 
 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 


Анонс номера
№13-18 | 30 вересня
Тема тижня:
Міжнародний арбітраж
Тема тижня
  • Ефективний арбітраж: який він?
Придбати PDF-версію
 
 

Юридичні компанії України

______________________________

   

  

 

 

______________________________